Предпринимателям

Получить поддержку Получите поддержку для вашего бизнеса

Оценка регулирующего воздействия

Что нужно знать о оценке регулирующего воздействия?

Оценка регулирующего воздействия – это систематический процесс выявления и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования для предпринимательской и иной экономической деятельности.

ОРВ предполагает определение проблемы, на которое направлено регулирование, цели регулирования, идентификации различных вариантов, которые позволяют достигнуть поставленной цели, сравнение этих вариантов и выбор наилучшего из доступных. Неотъемлемым элементом ОРВ является проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, что позволяет более точно выявить возможные положительные и отрицательные эффекты от введения регулирования.

В целях превращения ОРВ из инструмента внешнего контроля в систему поддержки принятия решений на уровне органов власти был осуществлен переход к модели проведения оценки на ранней стадии – на этап проработки проблемы и подбора вариантов ее решения самим разработчиком проекта нормативного правового акта, как наиболее компетентного участника в определенной области государственного регулирования.

Таким образом, ОРВ проводится на стадии идентификации проблемы и необходимости ее решения. Первый блок вопросов, которые должны найти отражение в ОРВ, связан с выявлением проблемы. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к излишней зарегулированности (или, наоборот, к ошибочному отказу от регулирования), и в конечном счете к тому, что, несмотря на все усилия, проблема останется неразрешенной.

Если проблема оказывает незначительное или малое воздействие, то введение какого-либо регулирования может быть нецелесообразно. Если же влияние проблемы велико, проведение ОРВ поможет определить необходимость и оптимальный способ государственного вмешательства.

Факт наличия поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является обоснованием проблемы, а является управленческим решением, направленным на минимизацию влияния данной проблемы. Таким образом, поручение может служить основанием для разработки проекта акта, но не может рассматриваться как цель вводимого регулирования.