Предпринимателям

Получить поддержку Получите поддержку для вашего бизнеса

Оценка регулирующего воздействия

Оценка регулирующего воздействия

 Оценка регулирующего воздействия

Современный мир сложен, и улучшение в одной сфере может спровоцировать ухудшение в другой. Государство, обладая большими властными ресурсами, должно быть особенно осторожно в принятии решений, стремиться к тому, чтобы они не приносили вреда. Так как понять последствия от еще не принятых решений сложно, государство все чаще обращается к тем, кого могут затронуть готовящиеся решения. Эта практика получила название оценки регулирующего воздействия — ОРВ (англ. Regulatory Impact Assessment).

Оценка регулирующего воздействия — набор методов и процедур, которые позволяют принимать правовые акты с учетом прогнозируемых последствий от их применения.

ОРВ является элементом политики «умного регулирования» (Smart Regulation), представляет инструмент донесения до органов власти позиции заинтересованных групп по вопросам осуществления предпринимательской деятельности и рассматривается правительством как один из ключевых элементов улучшения качества правотворчества.

Цель ОРВ состоит в выявлении в проектах правовых актов положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, способствующих необоснованным расходам предпринимателей и бюджета.

Процедура ОРВ позволяет:

  • • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность;
  • • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия решений;
  • • сделать принимаемые решения исполнимыми;
  • • ограничить необоснованные издержки;
  • • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

Внедрение ОРВ в России началось в 2006 г. в ходе административной реформы.

В 2010 г. в структуре Минэкономразвития России создан профильный департамент.

С 2014 г. проведение ОРВ является обязательным при подготовке любых правовых актов в сфере: бизнеса, контроля и надзора, налоговой и таможенной деятельности, технического регулирования.

В 2015 г. введено правило «one in — one out», согласно которому введение каждого нового правила или ограничения должно сопровождаться отменой одного существующего[1].

С 2016 г. внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», согласно которым ОРВ и экспертиза правовых актов являются обязательными для субъектов РФ (ст. 26.3-3).

ОРВ включает несколько основных этапов'.

  • 1) формулировка и описание проблемы;
  • 2) обоснование необходимости проведения оценки;
  • 3) постановка целей оценки;
  • 4) описание возможных вариантов достижения поставленной цели;
  • 5) анализ представленных альтернатив;
  • 6) проведение консультаций экспертов с разработчиками правового акта;
  • 7) выводы и результаты, представление рекомендуемого варианта (альтернативы), рекомендации по предпочтительной альтернативе;
  • 8) реализация выбранной альтернативы и последующий мониторинг[2].

После разработки проекта правового акта его разработчик — орган власти — размещает его на официальном сайте для проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (regulation. gov.ru) или на портале ОРВ (http://orv.gov.ru/), информирует об этом заинтересованные органы власти, объединения предпринимателей и свой общественный совет.

                

Участники ОРВ изучают проект и заполняют онлайн-форму оценки. Разработчик обязан учесть все поступившие предложения и замечания при доработке проекта и составить заключение об их учете или причинах отклонения.

Минэкономразвития России контролирует всю работу по ОРВ и готовит собственные заключения и оценку проектов федеральных законов, постановлений правительства и проектов ведомственных актов. По статистике, около трети всех проектов правовых актов получают отрицательные заключения по итогам ОРВ.

Существует относительно устойчивый набор методов, применяемых в рамках ОРВ:

  • анализ издержек и выгод (cost-benefit analysis) предполагает перевод в денежную форму всех издержек и выгод участников проекта, возникновение которых связано с действием данного регулирующего акта. Стоимость потенциальных издержек и выгод сравнивается, и в случае превышения выгод предлагаемый правовой акт одобряется;
  • анализ рисков (risk analysis) включает количественный анализ величины всех рисков, которые предлагаемый регулирующий акт призван сократить. Данный подход сфокусирован на сокращении рисков и никак не связан ни с оценкой издержек, неизбежно возникающих в процессе этого сокращения, ни с общественными интересами.

Важнейший элемент ОРВ — публичные консультации. Они предполагают обсуждение проекта акта на стадии его разработки с заинтересованными лицами[3].

В настоящее время процедура ОРВ получила распространение, но имеются существенные недостатки. В частности, выявлено более сотни случаев уклонения от проведения ОРВ либо игнорирование предложений и замечаний, поступивших от экспертов. Эксперты, проводившие оценку, зачастую неизвестны, и неясно, насколько хорошо они разбираются в проблеме. Требуется повышать открытость процедур ОРВ.

Кроме того, хорошо написанный правовой акт может быть плохо исполнен, поэтому в дополнение к ОРВ осуществляется мониторинг правоприменения, позволяющий определить эффективность действующих правовых актов, вносить в них изменения или отменять, если в них более нет необходимости[4]. В этой работе тоже участвуют эксперты.