Российская система качества | |
---|---|
сокращённо — Роскачество | |
Логотип Роскачества |
|
Общая информация | |
Страна | |
Дата создания | 30 апреля 2015 |
Руководство | |
Подчинено | Минпромторг России[1] |
Руководитель | Максим Протасов |
Устройство | |
Штаб-квартира | 115184, Москва, Средний Овчинниковский переулок, д. 12 |
Годовой бюджет | 250 млн рублей (2017)[2] ~400 млн рублей (2019)[3] |
Ключевой документ | Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2015 №780-р[4] |
Сайт | roskachestvo.gov.ru rskrf.ru |
Автоно́мная некомме́рческая организа́ция «Росси́йская систе́ма ка́чества» (Роска́чество) — национальная система мониторинга качества, осуществляющая независимые исследования качества товаров, представленных на полках российских магазинов, и присваивающая лучшей российской продукции «Знак качества».
Организация учреждена Правительством РФ и финансируется из средств федерального бюджета. Целью Роскачества является продвижение на внутреннем и внешних рынках отечественной продукции и повышение доверия к ней[1]. Для этого Роскачество проводит веерные исследования товаров народного потребления и публикует их результаты на своём портале. Высококачественным товарам российского производства Роскачество присваивает российский Знак качества[5].
Результаты тестов используют государственные органы (налоговая и таможенная службы, Росаккредитация, Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росстандарт). Предполагается, что производители качественных товаров будут реже подвергаться проверкам контрольно-надзорных органов, а производители товаров с нарушениями — чаще[6].
В марте 2019 года появилась информация, что Роскачество планирует запустить мобильное приложение, с помощью которого можно будет получить информацию о винах[8].
Независимые испытания различных товарных групп (веерные исследования) проводятся Роскачеством в масштабах всей страны. В каждом исследовании участвует от 15 до 200 брендов одной категории товаров. Закупки образцов осуществляются непосредственно в предприятиях розничной торговли сертифицированными экспертами. Пронумерованные и обезличенные образцы продукции отправляются на испытания в независимые испытательные центры, которые, в свою очередь, предварительно определяются путём межлабораторных сличительных испытаний. Каждая товарная категория исследуется по 20—100 параметрам безопасности, качества и потребительских характеристик. Протоколы исследований доступны на портале Роскачества[9].
Товары, представленные в исследовании, исследуются на соответствие техническим регламентам Таможенного союза, ГОСТам и стандартам Российской системы качества. По результатам исследований товары распределяются на три категории:
Разработкой национальных стандартов с шифром «Российская система качества» занимается специально созданный проектный технический комитет по стандартизации при Росстандарте. В комитет входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных и экспертных организаций, а также общественных объединений по защите прав потребителей, отраслевых союзов.
Производителям продукции, соответствующей повышенным стандартам качества, делается предложение о прохождении процедуры добровольной сертификации, в ходе которой эксперты устанавливают уровень локализации производства (ссылка на документ по определению уровня локализации). В том случае, если товар подтверждает и своё высокое качество, и российское происхождение — ему присваивается российский знак качества. Производитель может использовать его для маркировки товара, прошедшего сертификацию, а также для использования в маркетинговых целях[10].
Процедура сертификации бесплатна для производителей[11].
Роскачество с начала 2016 года является представителем России в Международной ассоциации потребительских испытаний и исследований качества товаров (ICRT)[6][12]. Это позволило представлять российские товары для участия в международных веерных исследованиях качества, а также доносить до российских потребителей результаты всемирных испытаний различных видов продукции.
Аналогичные организации в других странах: Stiftung Warentest (Германия), Which? (Великобритания), Que Choisir (Франция), Consumer Reports (США), Choice (Австралия) и другие.